Читайте первый и второй период критической социализации.
Третий период социализации у щенков связан с половым созреванием. Приходится примерно на 6-10 месяцев.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 1.
Часть 2.
Детство у малыша заканчивается и подростку пора включаться во взрослую структуру стаи. В этом возрасте другие взрослые собаки могут быть уже не столь дружелюбны к вашему "малышу", как во втором периоде. Количество дружелюбных связей становится ограниченным. В этом возрасте щенок начинает разделять "своих" и "чужих".
В первом периоде социализации малыш усваивает понятие "МЫ", на втором "Я", на третьем "ОНИ".
Встретившись с агрессивными собаками, щенок становится более осторожным и одновременно может проявлять агрессию к незнакомцам. Причем это относится и к собакам, и к людям. У сторожевых пород собак это выражено ярче, у дружелюбных Кавалеров это может проявляться скорее в осторожном поведении с незнакомыми собаками и людьми. У Кавалеров очень сильная связь с человеком и зависимость от него, поэтому третья часть социализации у собак-компаньонов происходит несколько иначе, чем у служебных пород.
Собаки-компаньоны часто до конца жизни остаются маленькими детьми. Не взрослеют до конца. И разлука с любимым человеком и его семьей может принести серьезный вред для психики собаки.
Интересен третий период социализации для охотничьих собак. Так в "свои" собаки могут причислить любого охотника. И могут с радостью уйти за человеком с ружьем. Такое же поведение наблюдается и у собак, которые занимаются спортом. Например дог-фризби, дог-пулер, аджилити и др. Когда собака видит, например, диск фризби в руках человека, то по данному атрибуту принимает его за "своего".
Во время третьего периода подросток учится оценивать уровень опасности и агрессивности других собак и людей для себя.
Пока собака - щенок, то другие собаки не ассоциируют ее с каким либо полом и не видят в ней конкурента. Но после полового созревания, подросток должен занять определенное место внутри своей стаи. Именно в этот период среди нескольких собак могут организовываться лояльные союзы. Они объединяются и "дружат против внешних врагов". Наверно, вы встречали на прогулках "временные" стаи, в которых гуляют хозяева и собаки, которые сдружились еще в подростковом возрасте. Они играют вместе, но агрессивно принимают других собак, которые пытаются вдруг приблизиться к ним. При этом, на незнакомца может бросится сразу вся "временная стая". Поэтому старайтесь обходить со взрослой собакой или с подростком такие сложившиеся союзы собак на выгуле.
Особенности социализации у собак.
Нельзя выделить четкие границы между критическими периодами социализации. Щенок только осознал "МЫ", как уже индивидуально изучает мир и налаживает первые личные связи как "Я". Деление на "свои" и "чужие" четко выражено не у всех пород собак.
У декоративных пород собак часто третий период остается незаконченным, в результате у таких собак до старости остается некая детская инфантильность и полнейшая зависимость от человека. Поэтому нельзя полностью переносить особенности поведения диких собак и волков на собак живущих в семье.
Социальная депривация
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов на разных этапах роста собак.
1. Депривация на первом критическом этапе социализации.
Может произойти когда мама отказывается от малышей (нет молока или после кесарева сечение) и функции мамы полностью берет на себя человек. В последствии щенки будут считать себе человеком и у них могут быть проблемы с общением с другими собаками.
Второй вариант - щенки не видят в этом периоде человека, так как только мама-Собака находится все время с ними. Тогда щенки будут боятся человека и будут долго привыкать к своим хозяевам.
2. Депривация на втором критическом этапе социализации.
Чаще всего депривация происходит по причине сидения малышей дома на карантине или они ограничены клеткой или вольером в питомнике. Щенку в это время нужно как можно больше информации и контактов с сородичами и человеком. Это время активного обучения ритуальному поведению в стае, изучения мира, изучения человека, первым правилам поведения в доме. Изолировать щенка в этом возрасте, все равно, что посадить в одиночную камеру человека. Это довольно жестоко и не правильно, даже если вы оправдываете такие действия безопасностью щенка против инфекций. Обычно щенок, которого выводят на улицу после 4-х месяцев, боится собак и людей, не стремится к общению (так как просто не умеет общаться). Если критический возраст социализации заканчивается, а малыш не успел выучить язык символов (демонстраций) с помощью которых собаки общаются в стае и которые не передаются по наследству, им обучают родители и старшие собаки. То в дальнейшем ему будет трудно понять собак, а собакам его. Поэтому такие собаки стараются избегать других собак, боятся их. Эти животные ему не понятны. В дальнейшем у такой собаки возникают сложности и с половым поведением и со спариванием.
Еще важный момент воспитание щенка другими собаками - это научится во время игры не травмировать друг друга. Этому учат взрослые собаки или человек. Щенку не знакомо понятие "чужая боль". Поэтому он может кусать как других щенков, так и руки - ноги хозяина в игре. Именно во втором этапе важно научить щенка правильному поведению в доме и на улице.
Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно и непредсказуемо. Плюс к этому, из-за недостатка информации, у собаки будет повышенная пугливость и неуравновешенность нервной системы. Такая собака будет не очень приятна в общении ни людям, ни собакам и с проблемами в обучении.
3. Депривация по время третьего периода социализации
Третий период не столь критичный, как второй. И если первые 2 периода были проведены правильно. В дикой природе, если собака несоциальна, то в стае это будет аутсайдер. Но ситуация может изменится, если собака найдет себе новых лояльных социальных парнеров. Домашняя собака при депривации в третьем периоде может отличаться излишней нервозностью и даже вспышками немотивированной агрессии и злобы.
Вывод: щенку нужно много контактов с сородичами и человеком, путешествия в новые места, игры, новая информация. И нужно это в первые месяцы жизни до года. Иначе дальше вам придется заниматься уже не обучением, а коррекцией поведением собаки.
Первый год - вы должны вкладывать в щенка, а дальше вы получите в ответ много радости любви.